Вопросы и ответы

Инструкции по охране труда для работников (вопросы и ответы)

ВОПРОС:

Включаются ли в себестоимость реализуемой продукции затраты по обеспечению мероприятий по охране труда?
В соответствии с нормами статьи 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий
и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Настоящие мероприятия перечислены в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда
и снижению профессиональных рисков, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н
(далее – Типовой перечень):
"1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.
2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления
и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.
8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных
и вредных производственных факторов на рабочих местах.
9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации
и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования
и сооружений.
11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.
13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов
и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения
до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук)
и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).
15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных
и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды
в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения
на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников
в соответствии с действующими нормами.
17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей
и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
19. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых
на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях
или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью
и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими
и обезвреживающими средствами.
20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
22. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.
23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
25. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов
для оказания первой помощи.
27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:
компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений
и площадок для занятий спортом;
создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы."
В соответствии с нормами статьи 253 Налогового кодекса РФ
(далее – НК РФ) мероприятия по охране труда отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Согласно статье 264 НК РФ
к перечню прочих расходов, связанных с производством и реализацией, отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер
по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии
с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно
на территории организации.
Вместе с тем, пунктом 29 статьи 270 НК РФ занятия
в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий отнесены
к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Следовательно, мероприятия по пункту 32 Типового перечня, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, не могут учитываться в себестоимости реализуемой продукции.
В связи с этим, при решении вопроса включения затрат на конкретное мероприятие по охране труда в себестоимость реализуемой продукции следует руководствоваться как нормами Трудового кодекса РФ,
так и нормами Налогового кодекса РФ.

ВОПРОС:

Каков порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, когда число дней отпуска получается нецелым?

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 18 октября 2016 г. № 14-2/В-1045 пригодится работодателям при расчете дополнительного отпуска сотруднику, который работает во вредных и (или) опасных условиях труда.

Такая ситуация возможна, если в рабочем году работник фактически был занят во вредных условиях труда меньше 11 месяцев и дополнительный отпуск предоставляется ему пропорционально отработанному времени.

Например, работнику полагается 7 дней дополнительного отпуска в год за работу во вредных условиях. Фактически он отработал в таких условиях 9 месяцев. Если 7 дней разделить на 12 месяцев и умножить на 9 месяцев, выходит, что работнику полагается 5,25 дня отпуска. Применив разъяснение Минтруда России, работодатель должен округлить это число в пользу сотрудника до 6 дней.

Об округлении количества дней дополнительного отпуска в пользу работников еще в 2005 году высказывалось Минздравсоцразвития России (письмо от 07.12.2005 № 4334-17 "О порядке определения количества календарных дней неиспользованного отпуска"). Тогда рассматривался вопрос о количестве календарных дней неиспользованного отпуска, за которые нужно выплатить компенсацию при увольнении.

Если округлять количество дней отпуска по правилам арифметики, возможны претензии со стороны контролирующих органов и споры с работниками. Поэтому работодателю лучше закрепить в локальном нормативном акте правило о том, что округление производится в пользу работника.

ВОПРОС: 

Какие инструкции по охране труда должны быть в организации и нужны ли они для каждого работника?
Инструкции по охране труда составляются для каждой должности, профессии или вида выполняемой работы. Например, по должности (профессии) это могут быть «Инструкция по охране труда для водителя погрузчика», «Инструкция по охране труда для сварщика»; по виду выполняемых работ – «Инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ», «Инструкция по охране труда при проведении спортивных мероприятий», «Инструкция по работе с компьютером». Это могут быть не инструкции, а правила, например «Правила при работе с копировально-множительной техникой». Такие акты действуют на группу сотрудников, занимающихся одним видом работ.
Помимо инструкций по должности (профессии) и видам работ, могут быть инструкции, распространяющиеся на всех работников организации, например «Инструкция по пожарной безопасности».
Законодательство не требует, чтобы инструкция была разработана в отношении каждого работника. Этот документ следует разработать по каждой должности (профессии), и тогда он будет распространяться на всех работников, занимающих такие должности.


ВОПРОС: 

Что можно использовать в качестве основы при разработке инструкций по охране труда?
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда.
Если типовых инструкций не имеется, работодатель разрабатывает их самостоятельно, руководствуясь требованиями безопасности, изложенными в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, технологической документации организации, санитарными и гигиеническими правилами. Учитываются также условия труда, характерные для соответствующей должности или работы.

ВОПРОС: 

Кому из работников организации работодатель может поручить разработку инструкций? Должен ли этим заниматься специалист по охране труда?
Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить разработку и утверждение инструкций по охране труда.
В соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в трудовую функцию такого специалиста, в частности, входят:
взаимодействие с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласование локальной документации по вопросам охраны труда;
переработка локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие акты, содержащие нормы трудового права;
оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда.
Если руководствоваться данным Профстандартом, разработку инструкций по охране труда по должностям и видам работ следует поручить руководителям отделов (подразделений), поскольку именно они располагают полной информацией о трудовых функциях своих подчиненных, а инспектор по охране труда оказывает помощь в такой разработке. К ней также можно подключить юридический отдел и отдел кадров. Кроме этого, с инспектором по охране труда, как правило, осуществляется официальное согласование уже разработанного проекта инструкции.
Какой бы сотрудник ни занимался разработкой инструкций, данную задачу следует включить в его должностные обязанности (в трудовой договор, должностную инструкцию).
 

ВОПРОС: 

На что обратить внимание при разработке инструкции?
При составлении инструкции по охране труда следует придерживаться структуры, установленной Рекомендациями, в частности включать в нее следующие разделы и пункты.
1. «Общие требования охраны труда». В этом разделе отражать:
указания о необходимости соблюдать правила внутреннего распорядка;
требования по выполнению режимов труда и отдыха;
перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на сотрудника в процессе работы;
перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;
порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
 2. «Требования охраны труда перед началом работы». В данном разделе изложить порядок:
подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;
проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;
проверки исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов);
приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.
 3. «Требования охраны труда во время работы».Следует предусматривать:
способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
требования безопасного обращения с исходными материалами (сырьем, заготовками, полуфабрикатами);
указания по безопасному содержанию рабочего места;
действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.
 4. «Требования охраны труда в аварийных ситуациях». Нужно отразить:
перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
 5. «Требования охраны труда по окончании работы». В этом разделе указываются:
порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
требования соблюдения личной гигиены;
порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

 
 ВОПРОС: 

Каков порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда?
Начинается процедура разработки и утверждения инструкций с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения.
Порядок разработки инструкций по охране труда можно установить локальным актом организации.
Инструкцию следует согласовать со специалистом по охране труда, а в случае необходимости и с другими должностными лицами, подразделениями.
До утверждения инструкции руководителем необходимо провести процедуру учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Если такой орган имеется, проект инструкции направляется ему на согласование. Не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта профсоюз направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Если мнение профсоюза не содержит согласия с проектом инструкции либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо в течение трех дней после получения такого мнения проводит дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять инструкцию. В свою очередь профсоюз может обжаловать этот акт в инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. Если профсоюз согласен, на титульном листе инструкции делается соответствующая отметка.
Титульный лист инструкции по охране труда для работников рекомендуется оформлять в соответствии с Приложением 1 к Рекомендациям.
Инструкцию следует пронумеровать, прошить и скрепить печатью организации (если она имеется). Инструкции утверждаются и вводятся в действие приказом руководителя, на их титульном листе руководитель проставляет гриф «Утверждаю», дату и подпись.

     
ВОПРОС:

Где должны храниться инструкции?
Работодатель утверждает несколько экземпляров инструкций, которые служба охраны труда регистрирует в специальном журнале учета инструкций по охране труда для работников (по форме Приложения 2 к Рекомендациям).
Один экземпляр при этом хранится в службе охраны труда, а другие выдаются руководителям структурных подразделений организации предприятия с обязательной их регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда для работников (по форме Приложения 3 к Рекомендациям). Если экземпляр один, руководителям отделов выдается копия.
Работники, на которых распространяются положения инструкции, должны быть ознакомлены с нею под роспись. Для этого составляется лист ознакомления либо заводится специальный журнал. Кроме этого, следует сделать копии инструкции и выдать их под роспись работникам либо разместить в электронном или печатном виде в доступном для ознакомления месте.
Работодатель обязан ознакомить работников с инструкциями по охране труда при приеме на работу, переводе на другое место работы, проведении инструктажей по охране труда и переподготовке, пересмотре или принятии новых инструкций.

 
ВОПРОС: 

Каков срок действия инструкций по охране труда?
Срок действия инструкции по охране труда составляет пять лет. По истечении пяти лет инструкции должны пересматриваться. Срок их действия может быть продлен, если за прошедший период не изменились условия труда работников, не были пересмотрены межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. Продление действия инструкции осуществляется приказом работодателя, о чем делается запись на первой странице инструкции, ставятся текущая дата, отметка «Пересмотрено» и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, с указанием его должности и расшифровкой подписи. Также указывается срок, на который инструкция продлевается.
Если до истечения пятилетнего срока действия инструкций по охране труда условия труда работников изменились или же были пересмотрены межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, инструкции по охране труда для работников должны быть пересмотрены работодателем досрочно и при необходимости утверждаются новые. Досрочно пересматривать инструкции нужно и при внедрении новой техники и технологии, по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по требованию представителей государственной инспекции труда. Рекомендациями допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников вводимых в действие новых и реконструированных производств. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Типовые вопросы потенциальных участников государственной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Вопрос:
Должна ли трудовая деятельность иностранного гражданина, имеющего патент, подтверждаться наличием трудового договора или договора гражданско-правового характера при подаче заявления об участии в государственной программе?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) патент - это документ, подтверждающий, в соответствии с настоящим Федеральным законом, право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Следовательно, наличие у иностранного гражданина патента не подтверждает факт осуществления трудовой деятельности, а лишь
свидетельствует о его праве на ее временное осуществление.
С иностранным гражданином, получившим патент, может быть заключен:
- трудовой договор;
- договор гражданско-правового характера.
В целях объективной оценки опыта работы и квалификации соотечественников, подтверждение факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, имеющим патент, наличием трудового договора или договора гражданско-правового характера является обязательным.

Типовые вопросы ответы по соблюдению законодательства о труде

Вопрос 1. Работодатель вынуждает меня  уволиться по собственному желанию.
Что можно предпринять?
Ответ:
Понуждение к увольнению по собственному желанию является нарушением законодательства о труде.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров о расторжении по инициативе работника трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора (пункт 3 части 1 статьи 77, статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации), расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если работодатель вынуждает подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке, и обязанность доказать его возлагается на работника.».
Вопрос 2. Возможно ли увеличение продолжительности рабочего времени без согласия работника с инвалидностью?
Согласно ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон № 181-ФЗ) продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не должна превышать 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в ст.92 ТК РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 94 ТК РФ).
Несмотря на то что инвалидам установлено сокращенное рабочее время, за ними сохраняется полная оплата труда. Это значит, что работодатель не должен сокращать заработную плату пропорционально отработанному времени.

Вопрос 3. Можно ли ограничить продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска?
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска инвалидов увеличена и должна составлять не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона № 181-ФЗ).
Таким образом, если в организации для большинства работников установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), то при приеме на работу инвалида в трудовой договор должно быть включено условие об установлении ему удлиненного основного отпуска (ст. 57 ТК РФ).
Если работник организации в период работы предоставляет работодателю документы о наличии у него (установлении ему) инвалидности, в трудовой договор должны быть внесены изменения об установлении ему удлиненного основного отпуска.
Следует обратить внимание на то, что если работнику-инвалиду после прохождения переосвидетельствования группа инвалидности установлена не будет, то в трудовой договор также необходимо внести изменения, касающиеся установления ему ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
В силу ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Кроме того, работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы, в частности, работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году.

Вопрос 4. Можно ли привлекать работника с инвалидностью к работе в ночное время?
Привлечение инвалидов к работе в ночное время допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, предусмотренном федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ (ст. 96 ТК РФ).
При этом инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Продолжительность работы в ночное время сокращается на один час без последующей отработки. Если инвалид был принят для работы в ночное время (так как у него отсутствуют медицинские противопоказания), продолжительность работы (смены) ночью для такого работника не сокращается, несмотря на то что ему установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 96 ТК РФ).

      

Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Опубликовано на сайте министерства труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.rosmintrud.ru

Письмо министерства труда и социальной защиты Российской Федерации федеральная служба по труду и занятости от 12 января 2015 года.
Письмо федеральной службы по труду и занятости от 21.08.2014 года.
Письмо федеральной службы по труду и занятости от 27.08.2014 года (о медицинских осмотрах).

 1. Такой параметр как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении идентифицируется всегда, получается, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется?

Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору «Световая среда» следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др.

В случае, если фактор «Световая среда» не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.

2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ?

Ответ: Нормы частей 6 – 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. 

3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечению срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?

Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). 

5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложений 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 2 – 7 к Методике?

Ответ: Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда. 

6. В Приложении №18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?

Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. № 5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. № 4557-88). 

7. В соответствии с Классификатором (Приложение №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. №33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения?

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов. 

8. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения). 

9. В переходный период экспертом назначают работника аттестующей  организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организациях отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест?

Ответ: Согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.

При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона. 

10. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда. 

11. В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованием. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях как  у остальных экспертов?

Ответ: Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

12. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса?

Ответ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ).

До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).

При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014.

13. Можно ли заполнять протокол оценки эффективности СИЗ (раздел 4 Отчета по СОУТ) без указания оценки эффективности СИЗ п.7 в) до утверждения Методики эффективности СИЗ?

Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не следует. 

14. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?

Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по  одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда. 

15. Сноска 3 в классификаторе «Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов». Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.

Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов. 

16. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 не заполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов). 

17. Пункт 14 приложения № 1 к Приказу при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный  фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2008 №438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органов власти не принят.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утверждены приказом от 4.05.2007 N 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер - содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего СССР.

18. В каком порядке следует проводить специальную оценку условий труда на вакантных рабочих местах?
При приеме на работу новых сотрудников на рабочие места, где уже проведена СОУТ,  их можно знакомить уже с действующими картами СОУТ или же для каждого нового сотрудника необходимо проводить новую СОУТ?

Ответ: В настоящее время на данные вопросы имеются соответствующие разъяснения, изложенные в письме Минтруда России от 05.11.2015 № 15-1/В-4715.

В соответствии с полученными разъяснениями проведение специальной оценки условий труда на вакантных рабочих местах не представляется возможным ввиду отсутствия на этих рабочих местах штатного производственного процесса, и следовательно, невозможности проведения исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов.     

Что касается вопроса ознакомления с результатами СОУТ вновь принимаемых работников, а также временно переведенных, то они должны быть ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда, проведенной на данном рабочем месте, под роспись. При этом, следует иметь ввиду, что специальная оценка условий труда проводится в отношений рабочего места, а не конкретного работника, и соответственно, увольнение, перевод или прием на работу работника, на рабочее место, в отношении которого ранее была проведена специальная оценка условий труда, не является основанием для проведение внеплановой специальной оценки условий труда на таком рабочем месте.