Вопросы-ответы

Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей.

16 января 2019
1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.
2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.
4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.
5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации - 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.
Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/ .
6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда – декабрь 2019 года.
7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.
И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.


ВОПРОС

ОТВЕТ

О ГАРНАТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ

О применении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат работникам, занятым на подземных работах, в случае отсутствия результатов проведения спецоценки условий труда, а также о заполнении и представлении расчета по страховым взносам.

Письмо ФНС России от 24.05.2017 № БС-4-11/9763

О назначении гарантий (компенсаций) медицинским работникам по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Письмо Минтруда России от 24.09.2015 № 15-1/В-3975

О ВНЕПЛАНОВОЙ СПЕЦОЦЕНКЕ

О проведении внеплановой специальной оценки условий труда при перемещении рабочего места.

Письмо Минтруда России от 23 января 2017 г.

№ 15-1/ООГ-169

О проведении внеплановой специальной оценки условий труда на вновь организованных временных рабочих местах.

Письмо Минтруда России от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

О проведении внеплановой спецоценки условий труда при реорганизации работодателя.

Письмо Минтруда России от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913

Обязан ли работодатель проводить внеплановую спецоценку в случае ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места, аналогичного рабочим местам, на которых уже проведена спецоценка (например, если в штатное расписание включается дополнительная штатная единица по уже существующей должности)?

Письмо Минтруда России от 25 апреля 2016 г. 15-1/ООГ-1635

Об учете результатов спецоценки условий труда при изменении наименования работодателя и его реквизитов.

Письмо Минтруда России от 21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852

О проведении внеплановой спецоценки условий труда в случае включения в штатное расписание дополнительной штатной единицы по уже существующей должности.

Письмо Минтруда России от 25.04.2016 № 15-1/ООГ-1635

О проведении внеплановой специальной оценки условий труда в случае создания юрлица (регистрации ИП).

Письмо Минтруда России от 10.09.2017 № 15-1/ООГ-2556

О проведении внеплановой специальной оценки условий труда при перемещении рабочих мест.

Письмо Минтруда России от 02.11.2017 № 15-1/ООГ-2982

ОБ АНАЛОГИЧНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ

Об отнесении рабочих мест к аналогичным и использовании результатов производственного контроля условий труда при проведении специальной оценки условий труда.

Письмо Минтруда России от 08.08.2017 № 15-1/ООГ-2214

Об определении аналогичных рабочих мест при проведении специальной оценки условий труда.

Письмо Минтруда России от 15.02.2016 № 15-1/В-484

О ДЕКЛАРИРОВАНИИ

О продлении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и срока проведения СОУТ.

Письмо Минтруда России от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968

О декларировании рабочих мест, если работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Письмо Минтруда России от 20.12.2016 № 15-1/ООГ-4491

О декларировании соответствия условий на рабочих местах требованиям охраны труда и заполнении строки 040 карты спецоценки условий труда.

Письмо Минтруда России от 09.12.2016 № 15-1/ООГ-4349

О сроках декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Письмо Минтруда России от 27.07.2016 № 15-1/ООГ-2765

О БИОЛОГИЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

О проведении спецоценки условий труда медицинских работников, работающих с патогенными микроорганизмами.

Письмо Минтруда России от 18.03.2016 № 15-1/В-871

О биологическом факторе при проведении спецоценки условий труда на рабочих местах медицинских работников.

Письмо Минтруда России от 20.03.2015 № 15-1/ООГ-1395

ИНЫЕ ВОПРОСЫ

О прохождении обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени.

Письмо Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3

О составе комиссии при проведении спецоценки условий труда у субъекта малого предпринимательства; о проведении спецоценки на вакантном рабочем месте.

Письмо Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041

О проведении спецоценки условий труда и ее результатах

Письмо Минтруда России от 16.06.2015 № 15-1/В-2425

Об оформлении протоколов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, если такие факторы на рабочем месте не идентифицированы.

Письмо Минтруда России от 02.06.2016 № 15-1/ООГ-2060

Об определении информации о наличии и составе потенциально вредных (опасных) факторов на рабочем месте, идентификация которых не проводится.

Письмо Минтруда России от 02.03.2016 № 15-1/ООГ-902

О проведении специальной оценки условий труда на временных рабочих местах.

Письмо Минтруда России от 28.08.2017 № 15-1/ООГ-2410

О проведении СОУТ государственных (муниципальных) служащих и работников религиозных организаций; о сроках проведения СОУТ.

Письмо Минтруда России от 23.06.2017 № 15-1/ООГ-1744

О проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников.

Письмо Минтруда России от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593

О внесении изменений в трудовой договор по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Письмо Минтруда России от 14 июля 2016 г. № 15-1/ООГ-2516

РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНТРУДА РОССИИ

ПО НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИМСЯ ВОПРОСАМ

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. Такой параметр как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении идентифицируется всегда, получается, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется?

Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору "Световая среда" следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др. В случае, если фактор "Световая среда" не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.

2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ?

Ответ: Нормы частей 6 - 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечении срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?

Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013
№ 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложений 2 - 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 2 - 7 к Методике?

Ответ: Приложения 2 - 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

6. В соответствии с Классификатором (Приложение № 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения?

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

7. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

8. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

9. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?

Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда.

10. Сноска 3 в классификаторе "Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов". Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.

Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

11. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в строку 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять строку 021 незаполненной, для последующего заполнения этих
данных работодателем?

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).